Ликвидация деятельности ИП
В этом материале мы расскажем как правильно ликвидировать ИП, чтобы не остаться в долгах перед налоговой и не нарваться на судебный иск от бывших работников.

Ликвидация ИП требует подготовки. Обратите внимание, что ликвидация в период участия в проекте Монополия Бизнес, а также до окончания взаиморасчетов в случае досрочного выхода из проекта, не допускается и в любом случае требует предварительного уведомления не только ООО «МОНОПОЛИЯ.Онлайн», но и всех иных контрагентов, с которыми вы работаете.

Ликвидация не освобождает участника проекта от долговых обязательств (не только в рамках проекта, но и перед другими контрагентами, бюджетом (налоговыми и иными государственными органами) и не оставляет ему возможности погасить их через осуществление предпринимательской деятельности. Долги будут востребованы также через суд и исполнительное производство, вследствие чего на расчетные счета могут быть наложены ограничения, на имущество — обращено взыскание. Реструктуризация долгов, т. е. погашение долгов до ликвидации — это адекватное прекращение предпринимательской деятельности, которое не оставит после себя проблем и судебных разбирательств.
Что необходимо сделать до фактической ликвидации ИП:
Увольте сотрудников
  • Уведомить работников об увольнении нужно минимум за 2 месяца. Также необходимо оформить кадровые документы (приказ об увольнении сотрудника) и внести запись в трудовую книжку.
  • За 2 недели до расторжения трудовых договоров сообщите об этом факте в Центр занятости населения. По факту увольнения рассчитайтесь с сотрудниками. Для этого необходимо выплатить заработную плату и компенсацию за неиспользованный отпуск.
Увольняемому сотруднику при увольнении следует выдать следующие документы:
  • Трудовую книжку. В бумажном виде — на руки. В электронном виде — либо распечатанную, либо на e-mail сотрудника, либо новому работодателю через систему электронного документооборота.
  • Расчётный лист — за последний месяц работы.
  • Справку о сумме заработка — за последние 2 года.
Оплатите налоги и взносы
Так как вы работаете на общей системе налогообложения, вам необходимо заплатить НДФЛ в течение 15 дней после исключения сведений из ЕГРИП, а НДС ― по ⅓ от общей суммы НДС, уплаченных и начисленных в течение квартала.

Также нужно заплатить страховые взносы. Для этого рассчитайте оставшуюся сумму страховых платежей и оплатите их в ФНС в течение 15 дней после исключения сведений из ЕГРИП.
Сдайте оставшуюся отчётность
  • Декларацию 3-НДФЛ необходимо подать в течение пяти дней после прекращения деятельности ИП.
  • Декларацию по НДС ― в течение 25 дней после конца квартала, в котором утрачен статус предпринимателя.
Например, ИП Петров П. П. прекратил свою деятельность 18 июля. Так как третий квартал закрывается 30 сентября, декларацию по НДС нужно подать до 25 октября включительно.
Закройте расчетный счет
  • После того, как вы рассчитаетесь по всем обязательствам и заплатите налоги, закройте расчётный счет.
  • Перед закрытием счета нужно снять или перевести оставшиеся денежные средства (например, на карту или счет физического лица).
Для закрытия счета нужно заполнить и подать заявление в банк. После проверки документов вам придет ответ с удовлетворением просьбы или отказом.
Для ликвидации ИП необходимо подготовить следующий пакет документов для ИФНС:
  • 1
    Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности (форма № Р26001). Подпись на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, когда заявитель представляет документы лично и одновременно представляет паспорт;
  • 2
    Квитанция об уплате госпошлины в размере 160 руб. Сформировать квитанцию на уплату госпошлины можно с помощью сервиса: «Уплата госпошлины». За ликвидацию ИП можно не платить, если документы заверены ЭЦП;
  • 3
    Документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда (необязательно). Если заявитель не предоставит этот документ, нужную информацию территориальный орган ПФР направит в ФНС в рамках межведомственного обмена.
Готовый пакет документов можно направить несколькими способами:
  • лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности непосредственно в ИФНС;
  • лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности в многофункциональный центр;
  • в электронном виде через сайт ФНС;
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения.
На шестой рабочий день после подачи документов вы получаете лист записи ЕГРИП. В случае отказа в государственной регистрации вам пришлют документ, в котором будет изложена причина отказа.
Важно!

Результат государственной регистрации направляется по адресу электронной почты, который указан в заявлении. Перед отправкой заявления внимательно проверьте все введенные данные.